Определение понятия звук

Alexander Belousov

Александр Белоусов в Интернете

Введение в дифференциалогию (комментарии)

Содержание

Начало обзора . . .
Обзор сайтов: Содержание . . .
Введение в дифференциалогию . . .
Александр Белоусов: Избранные статьи . . .
Отзывы о творчестве Александра Белоусова . . .
Избранные места из переписки с друзьями . . .
Картинная галерея . . .
Каталог ссылок . . .
Карта сайта . . .
Информация о сайте . . .
Гостевая книга . . .
Обратная связь . . .

English version . . .

Поиск по сайту:

Дружественные сайты

Святые источники Дивеева...

 

Рекомендую в Google +

 

Александр Белоусов

Определение понятия звук

 

Прежде чем ответить на вопрос: является ли фонема звуком или нет, необходимо всё-таки определиться с тем, что же представляет собой понятие звук.

И.П. Голямина ещё в «Большой советской энциклопедии» писала: «Звук в широком смысле – колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах (см. также Упругие волны) в узком смысле – явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных» /5/.

А статья в БСЭ – это почти приговор, который окончателен и который обжалованию не подлежит... В том числе и поэтому многие справочники и энциклопедии перепечатывали и до сих пор продолжают перепечатывать данное определение, которое практически превратилось в истину в последней инстанции...

Однако почему-то не все теоретики идут в ногу с остальным человечеством. Среди них есть и такие, которые не только не ступают подобным образом, но при этом ещё и вопрошают: а верной ли дорогой идёте, товарищи?

Отдельные авторы, например, А.В. Белоусов, считают, что понятие звук очень похоже на понятие беременность: как нельзя быть немого беременной, так и не может быть звука ни в узком, ни в широком смыслах... Звук либо есть, либо его нет. И никак иначе...

И это совсем не «высосанное из пальца» единичное мнение некоего Белоусова. Так, ещё в 1991 году Г.В. Виноградов и Е.М. Красовская (кстати, два автора – это уже совсем не единичное мнение) задают школьникам детский вопрос: а существовали ли звуки на Земле, когда на ней ещё не было жизни? По их наивному представлению именно этот вопрос должен помочь юным музыкантам понять, что же такое звук? В итоге же Г.В. Виноградов и Е.М. Красовская отрицают наличие звука в дожизненную эпоху.

- Как? – вопрошают суперэрудированные дяденьки и тётеньки, – а  извержения вулканов, а грозовые разряды в атмосфере, а водопады и камнепады, а перемещающиеся воздушные массы, а морской прибой и т.п. Разве всё перечисленное не было источником звуков?

Вот что пишут об этом авторы, идущие не в ногу...: «Звук – это субъективное ощущение в определённом участке нервной системы какого-либо живого существа, возникающее в результате объективно существующих явлений окружающей среды. А поскольку мы говорим о том времени, когда жизни не было, то, значит, некому было реагировать на эти объективно существующие явления... А вот условия для возникновения звука существовали задолго до появления жизни на Земле...» /2, 11/.

Таким образом, уважаемые дяденьки и тётеньки, все перечисленные явления, конечно, имели место в то время. Имели место и порождённые ими «упругие волны». Но вот чего тогда не было, так это – звука, ибо звук – явление субъективное. Условия для его возникновения имели место, но при отсутствии субъекта, воспринимающего «упругие волны», не было и никакого звука!

В наше время иногда случается так, что некоторые люди рождаются абсолютно глухими (к сожаленью, это – самая настоящая объективная реальность). В результате этого они и малейшего представления не имеют: что же такое звук? Аналогичным образом, если бы у живых существ, населяющих землю, не развился бы орган слуха, то они ничего и не знали бы о существовании звука (ни в широком, ни в очень широком, ни в узком, ни в очень узком смыслах)...

Впрочем, всё это касается не только звука. В те далёкие времена, когда на нашей планете ещё не зародилась жизнь, не было не только звука, но и, в частности, цвета. Ночное небо было, дневное небо было, имели место закаты и восходы, различные минералы были, а вот цвета не было, так как не было субъектов, которые могли бы воспринимать соответствующие колебания окружающей среды. Аналогично тому не было в то время ни запаха, ни вкуса и т.п.

А что же тогда было? А была объективная реальность. Одновременно с появлением субъектов появилось и восприятие этой объективной реальности. А вскоре после появления субъектов возникло и любомудрие, то есть – философия, а с возникновением философии появились и философские категории:
«Объект – философская категория, выражающая нечто, существующее в реальной действительности».
«Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект».

И уж коли философия последовательно разделяет объекты и субъекты (и производные от них: объективное и субъективное), то и представителям науки неплохо было бы задуматься над подобной последовательностью...

Однако...

Закон селёдки неумолимо констатирует, что даже если окружающая социальная среда любыми средствами будет пытаться вложить в индивида какую-то информацию, в итоге же только он сам решает: приемлема ли она для него или нет... Для автора настоящей статьи абсолютно неприемлемо, когда перемещение (вперёд – назад, вверх – вниз...) тела (молекулы или даже кучи молекул) именуется звуком, так как это будет самым настоящим самым очевидным механическим движением:

«Механи́ческим движе́нием тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени. При этом тела взаимодействуют по законам механики.
Раздел механики, описывающий геометрические свойства движения без учёта причин, его вызывающих, называется кинематикой.
В более общем значении движением называется изменение состояния физической системы с течением времени. Например, можно говорить о движении волны в среде» /6/.

И здесь мы сталкиваемся с очередной парадоксальной ситуацией: в акустике и смежных с нею сферах науки принципиально разные явления (объективные колебания окружающей среды и субъективное восприятие этих колебаний) именуется одним термином: звук! А одно и то же явление имеет несколько наименований: механическое движение, периодические колебания упругой среды, звук. Согласно нашим представлениям в этом перечне наименований что-то будет явно лишним... Для нас очевидно, что и на этом участке теории уже давно настало время проникнуться идеями любомудрия и философски отделить мух от котлет!!!

- Но зачем всё это Вам нужно? – вопрошают наши оппоненты.

Во-первых, существуют (или должны существовать) законы восприятия. И уж коли такие законы существуют (или должны существовать), то они диктуют (или должны диктовать), что слуховое восприятие обязано стоять в одном ряду со всеми другими видами восприятия!!!

В частности, если «За́пах — специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей...» /4/;

если «Вкус в физиологии — ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса...» /3/;

если  «Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов...
Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей...» /7/;

то и «Звук – это качественная субъективная характеристика колебательных движений частиц упругой среды акустического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического слухового ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов...
Говоря простым языком звук — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в ухо соответствующих колебательных движений...»

Говоря ещё проще, звук – это ощущение. И ничто иное...

Наш главный вывод:
Звук – это восприятие слуховым анализатором субъекта колебательных движений частиц окружающей среды..

Из последнего определения следует, что фраза «полёт со скоростью звука» на самом деле означает: полёт со скоростью распространения колебательных движений частиц воздушной среды, которые мы воспринимаем как звук.
«Физические характеристики звука» – это физические характеристики тех колебательных движений частиц упругой среды, которые мы воспринимаем как звук. И т.п.

Во-вторых, в «Основах единой теории мышления...» А.В. Белоусов утверждает: «Ложные выводы, сделанные на одном участке научных знаний, неминуемо приведут к ложным выводам на другом...» /1, 87/

Статья написаны по материалам монографии Белоусов А.В.  Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.

 

Список использованной литературы

 

1. Белоусов А.В.  Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.;
2. Виноградов Г.В., Красовская Е.М. Занимательная теория музыки. – М.: Советский композитор, 1991. – 189 с.;
3. Вкус // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Вкус;
4. Запах // Википедия. –  http://ru.wikipedia.org/wiki/Запах;
5. Звук // Большая советская энциклопедия. – http://enc-dic.com/enc_sovet/Zvuk-18005.html;
6. Механическое движение // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Механическое_движение;
7. Цвет // Википедия. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет;

 

 

 

© Белоусов А.В., 2010 – 2014: Страница создана 12.12.2013. Последнее обновление 15.12.2014.   При использовании материалов сайта ссылка на http://bav004.narod.ru обязательна.

 

Рейтинг@Mail.ru Дивеевские чудеса исцеления Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Альтернативная психология, семиотика, лингвистика

 

 

Сайт управляется системой uCoz