Комментарии к открытому письму реформаторам российской словесности
Рязанцев:
«Однако, до сих пор нет
понимания – каково традиционное ударение в русском языке
: на первый слог, или
на предпоследний?»
А.Б.:
Вы предлагаете понять и все
русские ударения сделать фиксированными по заморскому образцу? Но этот
загадочный русский язык
отличается от остальных тем, что выявить единую схему
постановки ударения (на первый, второй, третий слог слова) в нём просто
невозможно... Подскажите мне, какова здесь парадигма ударности
мУку или мукУ
пИли или пилИ
пАры или парЫ
дЫры или дырЫ
и т.п.
Так называемое ударение
в русском языке
является наиважнейшим смыслообразующим фактором. В
подавляющем большинстве случаев нарушение порядка ударности ведёт к
уничтожению смысла:
кнИга – книгА (ударение на первый слог)
но
ногА – нОга (здесь-то
мы будем создавать единую парадигму ударности? Будем ли переносить ударение
на первый слог по типу кнИга?)
и т.п.
Есть в русском языке
и
зона исключений. Это те случаи, когда в устной речи ударение ставится буквально направо и
налево:
твОрог – творОг
свЁкла – свеклА
и т.п.
«Соломоново решение» о
расширении этой зоны является опасной тенденцией, которая будет размывать (и
размывает) устои традиционной ударности и, по моему мнению, уже сейчас имеет
массу отрицательных моментов (смотреть Открытое
письмо реформаторам российской словесности).
По большому счёту мне
«глубоко фиолетово», где Вы будете ставить ударение в случаях
творИшь или твОришь
корИшь или кОришь
и т.п.
Нравится Вам перенос
места ударения на основу, – распрекрасно! Опасно не само перемещение
ударения, опасно явление анархичной многоударности. «Не успеем глазом моргнуть», как за глаголами на -ить последуют глаголы на -ать: типа баловАть – бАловать и т.д... Поэтому в нормативной
базе должен быть закреплён только один («один единственный») вариант
ударения! Пока же в погоне за очень спорной тенденцией переноса так
называемого места ударения на основу в глаголах на -ить (твОршиь,
говОришь, кОришь и т.п.) реформаторы русской словесности совсем не видят более глубокой опасности
– реальной тенденции разрушения смыслообразующей функции русского ударения!!!