Александр Белоусов: К вопросу об определении понятия язык

Alexander Belousov

Александр Белоусов в Интернете

Введение в дифференциалогию (комментарии)

Содержание

Начало обзора . . .
Обзор сайтов: Содержание . . .
Введение в дифференциалогию . . .
Александр Белоусов: Избранные статьи . . .
Отзывы о творчестве Александра Белоусова . . .
Избранные места из переписки с друзьями . . .
Картинная галерея . . .
Каталог ссылок . . .
Карта сайта . . .
Информация о сайте . . .
Гостевая книга . . .
Обратная связь . . .

English version . . .

Поиск по сайту:

Дружественные сайты

Святые источники Дивеева...

 

Рекомендую в Google +

 

Александр Белоусов

К вопросу об определении понятия язык

 

Как мы уже неоднократно констатировали во многих наших публикациях, представители Московской фонологической школы совершили «страшную вещь»: они полностью изолировали язык от психики человека. Между тем язык обладает одним наиважнейшим свойством: он не может существовать вне психики! Это относится ко всем языкам человеческого общения: и к живым, и к мёртвым. Все словари, справочники, учебники и т.п. (написанные, например, на китайском) для любого индивида будут самой настоящей макулатурой, если данный индивид не является носителем китайского языка!

Совсем не случайно ещё в позапрошлом веке основатель фонологии великий русский психолог И.А. Бодуэн де Куртенэ утверждал: «Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто психическими законами. Нет и не может быть в речи человеческой или в языке ни одного явления, которое не было бы вместе с тем психическим» /3, 386/!

Если язык является свойством психики, то он должен существовать в виде какого-то психического процесса. В виде какого же?

Следующее «слабейшее» звено современной науки заключается в том, что она отделила мышление от языка. Вспомним знаменитое изречение: «Язык – орудие мышления». Из него логично вытекает, что мышление – это одно, а его орудие, то есть язык, – это совсем иное... В результате подобных манипуляций классическая наука пришла к однозначному заключению, что мышление (упрощённо говоря) – это понятия, суждения и умозаключения... В результате этого результата мы получаем довольно странную картину...

Например, музыкальные психологи, музыканты-практики, музыканты-теоретики и т.п. говорят и пишут о развитии музыкального мышления, о развитии полифонического мышления, о развитии гармонического мышления и т.п. Представители же истиной науки открытым текстом смеются над подобной «теоретической безграмотностью». Согласно их воззрениям никакого музыкального мышления нет и быть не может, так как в музыке нет ни понятий, ни суждений... Но в таком случае получается, что наглядно-действенное мышление так же никаким мышлением не является, так как в нём нет места тем самым понятиям! На тех же основаниях не является мышлением и так называемое «мышление животных» и т.п. Да что там мышление каких-то животных! Оказывается, и при словесно-логическом мышлении понятия присутствуют далеко не всегда. Например, не являются понятиями имена собственные, местоимения и т.п... Отсюда, когда человек говорит: Я – Саша, а Вы – Даша, то в это время он совсем не мыслит, то есть не думает!

В результате полученных результатов вырисовывается другая странная картина. Когда носитель языка читает слово ЯБЛОКО, то он обобщённо представляет некий фрукт. Данное обобщение и является тем самым понятием, одновременно оно и является главной формой того самого мышления. А вот когда носитель языка анализирует соответствующий комплекс букв – этот процесс мышлением уже не является. В этот момент индивид абсолютно не мыслит, то есть не думает, так как, по мнению истинных представителей современной науки, буквы Я, Б, Л, О, К, О ни взятые отдельно, ни соединённые воедино понятиями не являются. Оперирование графическими символами в этом случае осуществляется как-то само собой, а упомянутая словесная оболочка лишь обозначает (указывает на) конкретное понятие, то есть всего лишь является неким орудием мышления...

Однако в отличие от антинауки истинная наука просто обязана рассматривать все возможные варианты «развития событий». Не является в этом исключением и анализируемый нами феномен. Один из таких возможных вариантов сводится к тому, что язык и мышление не должны противопоставляться друг другу, то есть между ними можно поставить знак равенства!

На основании подобного преобразования, мы выводим следующее определение понятия ЯЗЫК:
Язык – это сформированный определённой социальной средой тип мышления, предназначенный для общения между членами данной среды, а также для обработки и хранения информации /1, 67/.

Данный тип мышления подразумевает, что любой носитель конкретного языка мыслит не только понятиями, но и обозначающими их грамматическими формами. Иначе говоря, абсолютно любая языковая категория является категорией мышления, но это будет уже не только понятийное мышление. В частности, здесь уже будет иметь место и грамматическое мышление...

Что же нам даёт подобная трактовка понятия ЯЗЫК?
Во-первых, мы сразу находим ответ на вопрос: в виде какого психического процесса существует язык. Это процесс именуется  мышлением.
Во-вторых, при подобном подходе теория не усложняется, а явно упрощается. Из неё устраняется масса различных противоречий и просто нелепостей. Так, данный подход приводит нас к заключению, что человек мылит не только тогда, когда оперирует понятиями, но и тогда, когда оперирует словесными оболочками, указывающими на эти понятия!

Однако у данного теоретического положения есть и очень существенный недостаток: приняв его, мы сразу же превращаем в макулатуру целые горы научных трудов. А этого, как Вы отлично понимаете, допускать никак нельзя! Поэтому ученики при подборе проверочного слова, при выборе места переноса в слове, при определении прописной или строчной буквы, при применении любого правила и далее будут продолжать не мыслить, то есть не думать!!! Со всеми вытекающими из этого последствиями. А последствия «недумания», например, в лингвистике очень впечатляют...

Статья написаны по материалам монографии Белоусов А.В.  Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. – Тула, 2006. – 864 с.

 

Список использованной литературы

1. Белоусов А.В.  Основы единой теории мышления. Часть I. Язык и мышление. –  Тула, 2006. – 864 с.;
2. Белоусов А.В.  Об основных недостатках теоретической концепции Московской фонологической школы. – 09.11.2013. – http://bav004.narod.ru/zametka_1.htm;
3. Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые из общих положений, к которым довели Бодуэна его наблюдения и исследования явлений языка. // Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М.: Высш. школа, 1973. – С. 386 – 388.

 

 

© Белоусов А.В., 2010 – 2014: Страница создана 24.11.2013. Последнее обновление 15.12.2014.   При использовании материалов сайта ссылка на http://bav004.narod.ru обязательна.

 

Рейтинг@Mail.ru Дивеевские чудеса исцеления Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Альтернативная психология, семиотика, лингвистика

 

 

Сайт управляется системой uCoz